Почему туго крутится руль с гидроусилителем в авто?

Ситуация, когда на автомобиле, особенно с гидроусилителем, туго крутится руль, а причины неясны, знакома каждому автолюбителю. И у большинства она закономерно вызывает тревогу. Во-первых, автомобиль нередко издает неприятные посторонние звуки — гул, скрежет, свист и др. Во-вторых, потеря управляемости ТС может быть чревата серьезными последствиями. Но провести диагностику самостоятельно в этом случае сложно.

Тем более что, независимо от марки машины, сделать полноценную диагностику — подтвердить, что руль стал туго крутиться, и выяснить точные причины — можно либо в движении, либо на вывешенных передних колесах. Когда автомобиль стоит, экспериментировать не нужно: слишком велика нагрузка на систему управления. Более того, на иных автомобилях с задним приводом, где рулевая колонка прикреплена к лонжерону, он при увеличенной нагрузке может треснуть.

Общие причины

Помимо проблем с самой системой гидроусилителя руля (неисправностей работы насоса, повреждения ремня привода, резервуара и др.), существует целый ряд причин, из-за которых руль может быть сложно поворачивать. В их числе:

  1. Некорректная эксплуатация шин:
    1. низкое давление в шинах (увеличение контакта с дорожным покрытием приводит к увеличению нагрузки на руль);
    2. неравномерный износ, к которому в том числе приводит снижение давления в шинах;
    3. использование более широких шин, чем рекомендовано по техрегламенту.
  2. Нарушенный развал-схождение колес (со значительными отклонениями от нормы).
  3. Проблемы с передней подвеской — изношенные передние амортизаторы, пружины, поперечные рычаги.
  4. Нерегулярное техническое обслуживание — отсутствие смазки подвески, проверок системы гидроусилителя руля.

Из мелких причин можно назвать ржавый подшипник поворотного кулака, порванный пыльник кардана, а также временную неподатливость новых крестовин рулевой колонки. Если установка прошла хорошо (корректно), после их смены руль может вращаться с циклическими рывками. В других случаях, когда малогабаритные детали установлены с некорректными посадками и допусками (или просто не от производителя), при нагреве или охлаждении и на холодном, и на прогретом моторе руль будет заедать.

Причины тяжелого руля в системе с ГУР

Из повседневных причин того, что на автомобилях с ГУР туго крутится руль, которые связаны непосредственно с системой гидроусилителя руля, можно назвать следующие:

  1. Вышел из строя насос ГУР. Исправить ситуацию можно, заменив отдельные детали или полностью весь узел.
  2. Неисправен усилитель. Решение проблемы — замена узла и рулевой рейки. В условиях СТО ремонт сделать нельзя.
  3. Слабо натянут приводной ремень — при нажатии большим пальцем на длинную ветвь продавливается более чем на 0,5 см. Кстати, и перетянутый ремень хорошо бы ослабить, т. к. он дает лишнюю нагрузку на приводной вал и мотор (при этом подшипник изнашивается быстрее, КПД работы насоса и двигателя падает). Натяжение можно отрегулировать либо вручную (если конструкция привода позволяет), либо заменив автонатяжитель.
  4. Требует замены подшипник — это определяется по тому, что приводной ремень при корректном натяжении слишком быстро изнашивается. Нужно снять ремень со шкива и проверить, свободно ли тот вращается. Не должно быть ни заеданий, ни скрежета.
  5. На рабочую поверхность ремня попала охлаждающая жидкость или смазка — тогда ременный привод проскальзывает (часто это сопровождается свистом) и насос не может создать нужное давление . Ремень нужно заменять, не забыв очистить и обезжирить шкивы привода.
  6. Засорился масляный фильтр ГУР (если есть). Расположен он обычно в напорном баке и предназначен для очистки от грязи рабочей жидкости усилителя. Фильтр чистят или заменяют, если только проблема не возникает, когда двигатель еще не разогрет — холодное масло, пока не разогреется, с трудом проходит через фильтр.
  7. В систему ГУР проник воздух. Определяется завоздушивание по тому, что рабочая жидкость в напорном баке при открывании крышки вспенивается. Удалить воздух можно, если несколько раз повернуть руль от одного крайнего положения до другого (прокачать гидроусилитель, обновив масло и выдавив воздух). Но это не поможет, если нарушена герметичность всей системы — тогда требуется ремонт.
  8. Снизился уровень рабочей жидкости в напорном баке. Если дело в утечке (износились шланги, уплотнители и пр.), делают ремонт, если в обычном недоливе — просто доливают жидкость.
  9. Жидкость гидроусилителя потеряла эксплуатационные свойства. Такое случается, если вовремя ее не заменить или она не подходит для конкретной системы (например, масло загустело в холодное время года). Мастера нашего автосервиса, в частности, могут подсказать, как выбирать и когда лучше менять рабочую жидкость ГУР для вашего автомобиля.

Но здесь также есть нюансы. Так, на ВАЗах, если руль резко стал туго крутиться на поворотах (при этом снижается мощность мотора), а при прямолинейном движении все в порядке, часто бывает, что неисправна рулевая рейка. А для Volvo XC90 характерны проблемы с износом кольцевых насечек редукционного клапана — для возвращения легкого хода руля его заменяют, не заменяя насос целиком.

Причины тяжелого руля в системе с ЭГУР

По принципу функционирования ЭГУР мало отличается от ГУР — насос гидроусилителя, он же моторедуктор, здесь приводится в действие другим узлом конструкции (не ДВС, а электродвигателем) и вся система оснащается электронным блоком управления. Моторедукторы делятся на шестеренчатые (более надежные) и лопастные.

Устанавливается ЭГУР на автомобили как зарубежного, так и отечественного производства — Mazda 3, Škoda Fabia, LADA XRAY. Владельцы автомобилей этих моделей, соответственно, могут столкнуться с проблемой тяжелого хода руля по следующим причинам:

  1. Деформирована рулевая рейка. Выход из положения — замена детали.
  2. Другой вариант — рейка после ремонта или замены установлена некорректно, из-за чего при вращении руля приходится преодолевать сопротивление механизма.
  3. Некорректно откалибровано рулевое колесо (или же ЭБУ вообще не распознает его расположение).
  4. Перестало работать реле или силовой предохранитель ЭГУР. Еще вариант — оборвалась цепь питания электродвигателя. Устраняются неполадки в сервис-центре, т. к. иногда приходится снимать насос.
  5. Снижено напряжение в бортовой сети из-за сбоев работы генератора или разряженности АКБ.

Как и в случае с ГУР, проблема тяжелого руля может быть вызвана локальными причинами, характерными для конкретной модели автомобиля. Так, владельцы Mazda 3, подозревающие неполадки с реле (оно обычно располагается у этой модели под капотом в зоне блока предохранителей), сталкиваются с тем, что реле оказывается в порядке, зато контакты под блоком попросту сгнили.

Заключение

Что делать, если руль туго крутится и гудит, или посвистывает, или машина издает какие-то другие нетипичные звуки? Обращаться в сервисный центр сразу, как только вы обнаружили неполадку, и прекратить эксплуатацию ТС, пока специалисты не приведут его в порядок. От того, насколько легким является вращение руля, насколько он отзывчив на приложение даже мельчайшего усилия, зачастую может зависеть жизнь и здоровье вас и ваших близких. Они гораздо дороже, чем неудобства и расходы, связанные с ремонтом автомобиля.

Впрочем, на СТО Garage с вас не потребуют больше денег, чем по факту необходимо для ремонта или замены конкретного узла системы управления ТС. При этом мы гарантируем оперативное устранение любых неполадок, вернув легкий ход руля.

Неважно, оснащена ваша машина ГУР, ЭГУР, ЭУР или вовсе обходится без гидроусилителя — наши мастера ответственно и с гарантией работают с любыми ТС. При езде автомобиль будет чутко отзываться на ваши прикосновения, система управления не издаст ни одного постороннего звука, а все ее компоненты по итогам работ будут целостны и исправны в эксплуатации.

Записывайтесь на ТО или ремонт авто по телефонам +7 (4822) 60-12-12, +7 (903) 694-20-28.


Постоянным клиентам скидки

Оставить заявку

более 15 лет опыта работы

Акции